OOO "Янус"
Энергосберегающие
и экологичные технологии

Rambler's Top100

Что такое Янус?


Значение и толкование слова janus, определение термина Янус.

Янус (Janus) - один из древнейших римских богов-индигетов, занимавший, вместе с богиней очага Вестой, выдающееся место в римском ритуале. О сущности религиозного представления, которое воплощалось в Янусе, уже в древности высказывались различные мнения. Так, Цицерон ставил имя бога в связь с глаголом inire и видел в Янусе божество входа и выхода. Другие полагали, что Янус олицетворяет собою хаос (Janus = Hianus), или воздух, или небесный свод; Нигидий Фигул отожествлял Януса с богом солнца. Последнее мнение нашло защитников и в новейшей литературе; другие считают Януса символом неба. Все вышеприведенные объяснения в новейших исследованиях по римской религии и мифологии уступили место новому и простому толкованию, по которому имя Янус, отождествляется с латинским словом ianus (дверь, дверной проход) и Янус характеризуется как бог двери, свода, арки, прохода.

Позднее, вероятно под влиянием греческого религиозного искусства, Януса стали изображать двуликим (geminus) - образ, естественно вытекающий из представления двери, как двустороннего предмета. Итак, Янус первоначально был божественным привратником, которого призывали в гимне Салиев под именем Clusius или Clusivius (Замыкающий) и Patulcius (отворяющий); атрибутами его служили ключ и необходимое оружие привратника, отгоняющего непрошеных гостей - палка.

Как в противоположность очагам частных домов существовал на римском форуме государственный очаг - Vesta populi Romani Quirinus, так же точно у римлян была входная дверь, ведшая в атриум государства - на римский форум, так называемый Janus Quirinus. Это было древнейшее местопребывание (может быть святилище) Януса, в северной части форума, состоявшее из двух сводов, которые были соединены стенными перегородками, так что образовали врытый проход. В центре арки возвышалось изображение двуликого Януса. Арка двуликого Януса была сооружена, по преданию, Нумою Помпилием и должна была служить, согласно завещанию царя, показательницей мира и войны (index pacis bellique): в мирное время арка запиралась, в военное время двери ее оставались открытыми. Сомнительно, чтобы этот обряд был древний; но в последние годы республики он соблюдался, и Август хвалился тем, что при нем арка была закрыта трижды (в первый раз после битвы при Акции, в 30 г. до Р. Xр.;во второй раз - по окончании войны с кантабрами в 25 г. до Р. Хр.; в третий раз - по окончании войны с германцами, в 1-м году до Р. Хр.).

Так как с понятием пространства смежно понятие времени (ср. mitium - вход и начало), то Янус, будучи богом входа, вместе с тем считался покровителем всякого начала, первой ступени или момента в каждом акте и явлении (слова Варрона: в руках Янус - начало, в руках Юпитера - все). Его призывали в начале какого бы то ни было молитвословия; первый праздник римского религиозного года был установлен в честь Януса; в периоде дня Янусу был посвящен утренний час (отсюда эпитет бога - Matutinus), в периоде месяца - календы (первое число), в периоде 12-месячного года - первый месяц, названный по имени Янус январем (Januarius).

Близкое отношение бога к понятиям времясчисления привело к представлению об Янусе как о божестве, управляющем движением года и вообще времени; некоторые статуи его выражали эту идею в расположении ручных пальцев, при чем пальцы правой руки изображали число ССС (т. е. 300), а пальцы левой руки - число LХV (=65), т. е. пальцы обеих рук, в таком их положении, показывали число 365 дней года.

Вместе с тем Янус охраняет каждого человека в первые моменты его утробной жизни, с акта зачатия (JanusConservus), и стоит во главе богов, под покровительством которых находится человек с момента зачатия до рождения. Вообще, как бог всякого начала, он древнейший и первый из римских богов, но первый не в космогоническом смысле, а как божество начала в отвлеченном значении этого слова. Специальным жрецом Януса был Rex sacrorum, занимавший в Иерархии римского жречества первое место.

По свидетельству Варрона, Янусу было посвящено двенадцать алтарей, по числу месяцев года. В разных частях города возвышалось несколько янусов (ворот); ими заканчивалась большая часть улиц, выходивших на римский форум. В древнейшее время собственных святилищ Янусу не было, если не считать арки Двуликого Януса на римском форуме. Первый храм о котором имеются сведения, был построен во исполнение обета, данного Гаем Дуилием в битве при Милах (260 г. до Р.Хр.). Император Август предпринял восстановление храма, причем древняя статуя бога была заменена привезенным из Египта изображением двуликого Гермеса, работы Скопаса. При Домициане было сооружено святилище так называемого Четырехлицевого Януса, изображение которого было привезено в Рим из Фалерии еще в 240 г., по взятии этого города римлянами. Древнейшее изображение Януса сохранилось на ассах первой римской чеканки: это - бородатая двуликая голова, рисунок которой был создан, по мнению Виссовы, специально для первых медных монет, представлявших притом же единицу ценности.

Фантазия поэтов и ученых создала немало этиологических сказаний, связанных с именем Янус; сложились, напр., сказания о том, что Янус был доисторическим царем Лация и Яникула. Ему, как и Сатурну, приписывались различные изобретения (кораблестроение, чеканка монет) и вообще доброе влияние на развитие культуры (напр., плодоводства, земледелия).

В близком отношении к Янусу стояли божества Mater Matuta и Portunus, из которых первая была богинею утреннего света и, подобно Юноне Люцине, призывалась женщинами при родах, а второй был двойником Януса, как это явствует из сопоставления имен; portus в первоначальном смысле означает то же, что porta или janua (ianus). Со временем слово portus (ворота) стало употребляться в смысле гавани (т. е. ворота рекиили моря), и Портун сделался богом гаваней. Имя Янус носил холм Яникул.

Существуют расхожие мнения о происхождении символа двуглавого орла, но тем не менее одна голова орла смотрит на Восток другая на Запад (прошлое и будущее). О существовании культа Януса вне Рима не имеется никаких сведений. Однако древнекитайским символом Януса можно считать Ян и Инь.

См.Roscher, "AusfuhrIiches Lexixon der Griechischeu und RomischenMythologie" (II, стр. 15 и ел.); Speyer, "Le dieu romain Janus" (в"Revue de l'histoire de religion", XXVI, 1892, стр. I - 47); Wissowa,"Religion und Kultus der Romer" (Мюнхен, 1902 = Jw. Muller, "Handbuchder Klassischen Altertnmswissenschaft", т. V, отд. IV); Anst, "DieReligion der Romer" (Мюнстер в Вестфалии, 1899); Steading, "Griechischennd RSmische Mythologie" (Лпц., 1897). H. О.

www.pravoslavie.ru